Как не надо строить районы

Любой крупный город в России сейчас окружён микрорайонами-сателлитами, которые стремительно растут. Подход к их обустройству оставляет желать лучшего, потому что строительные компании заинтересованы не в том, чтобы создать комфортную городскую среду, а в том, чтобы разместить как можно больше жилой площади на одном гектаре.

Какой-нибудь состоящий из 20-30 многоэтажных башен микрорайон занимает всего несколько десятков гектар, вмещая в себя при этом 50-70 тысяч человек, а то и больше. Это сравнимо с численностью населения целого города, но у современных микрорайонов, в отличие от городов, почти никогда нет собственной инфраструктуры.

Это создаёт ряд проблем. По отношению к крупному городу, рядом с которым они расположены, эти районы представляют собой самых настоящих паразитов. В них, за редким исключением, нет ничего, кроме жилплощади, что вынуждает жителей пользоваться инфраструктурой материнского города, создавая на неё дополнительную нагрузку. Скопища 25-этажных башен в чистом поле не приспособлены ни для чего, кроме того, чтобы возвращаться туда поспать, и по всем делам жители ездят в город. На работу, за покупками…

Проблема зачастую усугубляется тем, что микрорайоны порой соединены с автомобильными дорогами лишь в одном-двух местах, что порождает практически круглосуточные пробки. А ведь даже во многих старых городах, где перепланировка улиц осложнена, такой проблемы нет, и при этом удаётся сохранить исторический облик города! Достаточно поискать, например, факты о Пскове или о Смоленске, и сразу станет ясно, что строить по уму можно, было бы желание.

Европа уже прошла этим путём, сделала выводы и признала подобный опыт ценным, но негативным. В разных странах ещё во второй половине прошлого века начали появляться подобные спальные районы. Цель была благая — обеспечить доступным жильём малоимущие слои населения. Поначалу это даже приносило свои плоды, но позднее выявилась интересная зависимость — во всех без исключения случаях новые районы начинали постепенно превращаться в угрюмые гетто, небезопасные и пользующиеся дурной славой. Где-то для этого требовалось 5 лет, где-то 15, но итог всегда был один и тот же. В результате все подобные районы в Лондоне, Глазго, Берлине, Париже и других крупных городах были снесены практически подчистую.

Российские же застройщики продолжают повторять ошибки, которые за них уже сделали другие. Почему нельзя учиться на чужом опыте — загадка. Но, согласно открытой статистике, только за прошлый год было построено почти вдвое больше жилой площади, чем было продано, и это оставляет надежду на то, что ситуация изменится. Жильё в спальных районах Москвы и Санкт-Петербурга уже дешевеет на 5-10% в год, потому что люди не хотят жить в подобных условиях. И, возможно, те же самые компании, которые его построили, вскоре станут инициаторами «новой реновации», предложив людям нормальные дома, а не бетонные мешки, окружённые парковками.